История школы

Следствием отмены крепостного права (1961г.) стали реформы во всех областях общественной жизни. Происходили они и на селе. Создавалось новое земское самоуправление, строились школы, а в дальнейшем, и больницы.

В 1875 году в селе Курмачкасы открывается церковно-приходская школа, которая существовала до прекращения службы в храме (1938г.).

Храм превращается в зернохранилище, затем разделяется на две части: одна из которых становится клубом, а вторая так и остается зернохранилищем.

В 1930 году в поповском доме открывается начальная школа молодежи (СШМ), которая в 1935 году преобразуется в семилетнюю школу.

В 1930 году первым советским директором назначается Плеханова Вера Федоровна (1877 года рождения, Алатырского уезда Симбирской губернии, дата смерти неизвестна), Заслуженный учитель РСФСР (1945г.), награждена орденом Ленина. Директором школы была до 1935 года. А с 1936 года руководителем школы становится Синицын Алексей Александрович. В 1941 году он уходит на фронт. Во время Великой Отечественной войны должность директора школы занимали Тявкина Александра Николаевна (1941-45гг.) и Шишляева Лидия Дмитриевна (1945-46гг.).

В 1946 г. директором школы снова становится Синицын Алексей Александрович. Численность учащихся доходила до 800 человек. В связи с этим здание церкви (клуба-зернохранилища) было переделано в школу. На базе семилетней школы в 1951 году открывается средняя.

После ухода на пенсию Синицына А.А. ею руководили: Васин Василий Петрович (1966-77гг.), Мартынова Лидия Ивановна (1978-80гг.), Евсевьева Валентина Петровна (1980-81гг.), Булков Анатолий Александрович (1981-82гг.), Созаева Галина Петровна (с 1982 г.).

В 1995 году в селе Курмачкасы было построено светлое, удобное, красивое, современное здание, которое органично вписалось в облик центра села. Тринадцать лет нашей новой школе. И руководит ею по-прежнему Созаева Галина Петровна.


"Блистая златом куполов здесь храм стоял когда-то..."

CОЗАЕВ ВАСИЛИЙ - ученик 10 класса Курмачкасской средней школы.
2002год

В 1995 году в нашем селе построили новую школу. Прежде мы занимались в старом, перестроенном из бывшей церкви, здании. Трудно было представить церковное убранство на месте классных досок и наглядных пособий, лишь кованые витые решётки на некоторых окнах напоминали о прежнем. Конечно мы, мальцы, слышали о былой красоте храма, о захоронениях у самых его стен, но всё это казалось нам чем-то далёким, нас не касающимся. Мы играли на сровненных с землёй могилах в классики и догонялки, летом там мирно паслись телята.

Однажды в школу принесли старую фотографию, на которой был запечатлён белый, устремленный в серое пасмурное небо своими куполами, храм. Я не поверил, когда услышал, что это и есть тот самый храм, который в 1951 году переделали под школу. Сканировав фотографию, при сильном увеличении я разглядел на мониторе белые крашеные тесины обшивки, лестницы, ведущие к люкам на куполе, колокола на звоннице, кованую изгородь со стеклянными шарами на столбах.

Мне захотелось узнать об истории создания и разрушения храма, о людях, причастных к этому. К сожалению, мало остаётся свидетелей тех далёких событий. О фотографии я узнал у 85-летней Марии Ивановны Родионовой. Её золовка Татьяна пела в церковном хоре. Заезжий фотограф снял церковь и оставил у батюшки несколько фотографий, одна из которых и была подарена певчей. В настоящее время в селе сохранилось всего две фотографии церкви.

Больше всего о храме мне удалось разузнать у старейшей жительницы села, нашей дальней родственницы, 90-летней Анастасии Михайловны Созаевой. Несмотря на преклонный возраст, она сохранила ясный ум, память и даже чувство юмора:

- Замуж я вышла в годах - 23 мне было. И вот я венчаюсь, невеста - хоть куда: шарф - газовый, платье - синее.

Со слов старожилов, а также из доступного справочного материала мне удалось выяснить следущее.

Село Курмачкасы основано переселенцами из Лобасков после 1614 года. Называлось оно вначале деревня Болтаево, Куря тож (1624 г.), деревня Куря, Мачкасы тож (1671 г.). Современное название появилось 1859 году. Оно происходит от дохристианских (языческих) имён мордвы: Болтась и Мачкас. Именно эти главы патриархально-родовых мордовских семей были первопоселенцами в наших местах [1]. Приток маленькой речушки Кури до сих пор называется Болтайка. В настоящее время коренное население - русские.

Первые поселенцы строились на правом берегу Кури, где сейчас улица Барская. Место сухое, солнечное, у подножия Камаевских холмов. Здесь же была построена первая в селе церковь - деревянная. Сейчас на этом месте стоят надворные постройки Евсееева А. В.

Село разросталось. На левом берегу Кури выросла ещё одна улица - Новый порядок. Здесь же была построена новая церковь - каменная. Со временем у стен церкви появилось несколько крестов. По традиции, умерших священнослужителей и членов их семей хоронили возле церкви. Шло время, кресты сгнивали. Тогда в начале прошлого века на их месте появился гранитний памятник, простоявший до 70-х годов, а потом перевезённый на кладбище.

В 1775 году в Курмачкасах, при содействии Ильи Николаевича Ульянова - инспектора народных училищ Симбирской губернии, была открыта школа.В первый год в школу пошли 43 мальчика и одна девочка [2].

Со временем старая каменная церковь стала разрушаться и возникла необходимость в строительстве новой. Новую церковь заложили на том же месте. Деньги на новый храм дал богатый выходец из Курмачкас - Юдин Тимофей Федотович (до сих пор старожилы называют его "Благодетель Юдин"). Строительство продвигалось быстро: на лошадях возили сосну-недоёнку, копали фундамент, рубили венцы. Специально нанятая артель плотников срубила храм без единого гвоздя. Работников рассчитывали сразу наличкой. Освятили новый храм в конце 90-х годов позапрошлого века. Получился он и впрямь на славу: высокая с позолоченным куполом колокольня, большой центральный купол с четырьмя луковками куполов поменьше вокруг него, ажурные кресты. Колокола были привезены из Москвы. За колоколами послали юркого мужичка из нашего Созаевского рода. Сказывают, что он долго и придирчиво выбирал большой колокол. Наконец, указал на один. Над ним посмеялись. Колокол-то был хорош, да баснословно дорог. Денег, мол, не хватит. Хватило. Выбор был и врямь удачный - малиновый перезвон был слышен за десять вёрст вокруг. Не пожалели денег и на внутреннее убранство. Иконостас был привезён из самого Сарова. Лики святых были изображены на больших деревянных досках. Иконы обрамлялись серебрянными окладами. Была куплена красивая церковная утварь. Царские врата сияли золотом. В центре с потолка свисала огромная люстра с четырьмя рядами цветных стеклянных лампадок, стены золотились пахучей сосной Курмачкасцы по праву гордились своим храмом. Первым священником в нём был отец Павел Подлесников. Позднее здесь же служил его сын - отец Михаил, которого прихожане очень уважали. Скончавшегося в 1928-м году, его, по церковному обычаю три раза обнесли вокруг церкви и похоронили у стен, возле самого алтаря. Могила батюшки,позднее, была осквернена: братья Лапшины, Иван и Александр перекопали захоронения в надежде найти золото. Но поиски оказались безрезультатными: драгоценностей не нашли, а крест у батюшки оказался не золотым, а кипарисовым. Службу в церкви справляли почти до войны.

Родионова Мария Ивановна:

- В 35 году я венчалась в нашей церкви. Венчал нас священник Перов.

Последним священником был Троицкий, уехавший из села из-за притеснений. С тех пор храм осиротел.

В 38 году его надумали ломать. День был солнечный. Люди стояли стеной вокруг храма, бабы голосили, мужики молча хмурились. Юдин Василий Дмитриевич полез на колокольню. Центральный колокол был очень тяжел и его решили разбить на месте.

Созаева А. М.:

- Ударят по нему, родимому, кувалдой, а он, как человек стонет: "О-о-о-о-о-о!"

Когда осколки погибшего колокола и колокола поменьше сбросили на землю, принялись за саму колокольню. Она была, предварительно, подпилена со всех сторон.

Михаил Васильевич Рысёв:

- Меня взяла с собой к церкви бабушка Марина. Помню, стали наверху брёвна подпиливать, а люди закричали: "Золото, золото сыплется!" Купол-то был позолоченный, но оказалось, что это золотились на солнце сосновые опилки, летящие сверху.

Руководил всем председатель колхоза Лапшин Александр Кузьмич. Он и полез на колокольню, чтобы закрепить трос. Закрепил, но не удержался и сорвался вниз. Остался жив, но очень болел и вскоре умер.

За рычаги трактора "Нати", чтобы свалить звонницу, велели сесть трактористу МТС Рысёву В.М., но он наотрез отказался. Вместо него вызвался Афоня Аржанов. Два трактора подцепили тросы и, заурчав двигателями, тронулись с места. Но колокольня поддалась не сразу. Лишь после третьего рывка она накренилась и, с раздирающим душу треском и скрежетом, рухнула на землю. Снятые с куполов кресты растащили по домам, попрятали по огородам. Потом началось разграбление внутреннего убранства. Церковное добро: иконы, книги, посуду складывали на телеги. Кто половчее, умудрялись некоторые иконы тихонько унести.

Созаева А. М.:

- Я тоже схватила икону, прижала к себе и бежать, но на паперти меня остановили, икону отняли и бросили на воз.

Пронин П. Н.:

- Из церкви все вывезли на конный двор, где и сожгли. Из некоторых больших икон наделали бестарки (повозки). Я сам у одних видел икону Божьей Матери на потолке вместо потолочной доски. Тётка моя, умирая, завещала мне икону святых Апостолов Петра и Павла. Вон она, в углу, тоже из нашей церкви. У Макарова Михаила тоже в кладовке икона хранится. Он её там спрятал,чтобы не украли.

Родионова М. И.:

- Деверь мой принёс с конного двора большую, всю исцарапанную икону. Тётка мужа отнесла её в Ичалки в церковь. У меня вон тоже икона из нашей церкви есть.

Да, часть икон уцелела и люди выражают готовность передать свои реликвии, если в селе когда-нибудь откроется хоть какая-нибудь церквушка.

Долгое время осиротевший и обезглавленный храм пустовал. В нём завелись голуби, позднее там хранили зерно.

В 1951 году было принято решение переделать церковь под школу, так как в старой было уже тесно. Помещение под звонницей отвели под клуб, где киномеханик Виктор Дмитриевич Черников крутил фильмы.

Для перестройки под школу была составлена смета на сумму 101694 рубля. Директором школы был, ныне покойный, Синицын Алексей Александрович. Полы, потолки, перекрытие второго этажа, перегородки, железная крыша - всё было сделано из церковного материала с добавлением 15-25% нового. Стрельчатые окна были подрублены под прямоугольные, тесовая обшивка снята, стены проконопачены. В новой школе стали заниматься учащиеся с 5 по 10 класс. Начальные классы остались в старом здании - бывшем поповском доме. Здесь же позднее был открыт пришкольный интернат [3]. О бывшей церкви напоминали лишь кованные решётки на некоторых окнах .

Недавно, по просьбе родителей, Благочинный церквей Ромодановского района отец Диомид совершил обряд освящения здания новой школы и отслужил молебен. Во время службы даже самые озорные из ребят слушали молча и сосредоточенно. Первоклассники часто и быстро крестились. Видно было, что первый раз в жизни, потому что делали это неправильно. После службы отец Диомид раздал всем иконки с ликом Преподобного Сергия Радонежского.

Мы спросили у отца Диомида, как поступить с затоптанными захоронениями у старой школы. Он посоветовал, по возможности, установить имена погребённых и, отгородив это место, установить памятную табличку. Мы вспомнили о памятнике, увезённом от школы на кладбище.

Пронин П. Н.:

- Да, я отвозил на телеге камень на могилы, но что на нём высечено, не знаю, там стёрлось всё.

Гранитную плиту на кладбище мы нашли почти сразу, но на ней действительно ничего нельзя было прочесть: полустёртые буквы сливалсь. Догадались провести по строчкам мокрой глиной. Проступили старославянские буквы, которые с трудом складывались в слова. На обратной стороне памятника высечены слова молитвы, заканчивающейся словами:
"ГОСПОДИ! … И ПРОСТИ СОГРЕШЕНИЯ НАШИ ВОЛЬНЫЯ И НЕВОЛЬНЫЯ".
Мне подумалось, что это про всех нас.

Седьмой год здание бывшей школы пустует. Разобрать на хозяйственные нужды освящённые стены бывшего храма нельзя. Несколько лет назад из остатков старого клуба, бывшей церковной колокольни, построили дом пастуху Марову, отличавшемуся завидным здоровьем - бедняга скончался через полгода. Разумнее было бы отдать пустующее здание под церковь, но оно обветшало, осело, покосилось, хотя по прежнему выглядит внушительно. Его уже не восстановить. Конечно, можно использовать материал на строительство небольшой церкви, но нет пока энтузиаста, который бы занялся этим святым, но трудным делом.

Наверное, умирающее здание тоскует по детским голосам. Моя мама, проработавшая в нашем селе директором школы почти двадцать лет, говорит, что иногда видит во сне старую школу, проводит уроки, но чаще снятся ей утренники или праздничные вечера. Рассказывает, что проснувшись, испытывает неясное чувство вины.

Тоскует школа и, наверное, храм. Растащить, по деревенской привычке, бесхозное строение люди всё же опасаются. Правда, выбито несколько стёкол, рухнуло крыльцо, внутри нагажено голубями. Мало кто, кроме старых людей, помнит о многочисленных захоронениях у церковных стен, на которых по-прежнему пасутся телята и козы.

В истории храма, как и в истории самого села, много белых пятен. Многое утеряно безвозвратно, что-то ещё можно узнать у старожилов, немало интересной информации хранят архивы. Предстоит большая работа.


Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Поршаков Н. Н. Города и сёла Мордовии. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1977.
2. Народное образование Мордовии, сборник. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1970.
3. Смета на капитальный ремонт и восстановление церкви под Курмачкасскую среднюю школу, 1951.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВОСПОМИНАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА:
1. Созаевой Анастасии Михайловны.
2. Родионовой Марии Ивановны.
3. Пронина Петра Николаевича.
4. Рысёва Михаила Васильевича.
5. Абрамкиной Веры Георгиевны.
6. Ерёмина Михаила Ивановича.

  • На главную
  • Сайт создан в системе uCoz